Содержание:
Что такое маркировка товаров, основные понятия.
Как работает система маркировки.
Сроки и особенности внедрения маркировки по товарным категориям:
- сигареты;
- обувь;
- одежда;
- лекарства;
- велосипеды и рамы;
- кресла-коляски;
- шины;
- парфюмерия;
- фотоаппараты и вспышки.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — система для контроля над производством и оборотом товаров. Создана государством для того, чтобы уменьшить количество подделок на рынке. Позволяет отследить путь любой пачки сигарет, пары обуви или другой единицы маркированного товара от производителя до момента продажи в магазине.
Основные понятия:
DataMatrix — двухмерный код, которым маркируют товар. В нем зашифрована информация об изготовителе, название и другие характеристики товара.
Честный знак — оператор маркировки. Регистрирует участников в системе, принимает и обрабатывает информацию о перемещении товара и его продаже конечному покупателю.
УПД — универсальный передаточный документ. Электронная накладная с информацией о том, кто и кому передает маркированные товары.
ЭДО — электронный документооборот. Канал, по которому все участники рынка отправляют друг другу УПД. Есть множество компаний, которые предоставляют доступ к этому каналу — например, ЭДО Поток.
Как работает система маркировки на примере табачной отрасли
Еще не все описанные ниже условия применяются в 2019 году, но в перспективе система будет работать именно так.
На табачной фабрике маркируют каждую пачку сигарет и наносят дополнительные коды на транспортную упаковку: блоки, паллеты, коробки. В код на коробке «сложена» информация о всех пачках внутри нее.
Фабрика отправляет сигареты в оптовые компании. Одновременно с бумажными накладными она формирует УПД и отправляет их оптовиками через систему электронного документооборота. Параллельно УПД попадают и в систему Честный знак.
Оптовик сверяет УПД с фактической поставкой и принимает товар. Информация об этом снова попадает в Честный знак — теперь в системе видно, что товар больше не находится на фабрике и попал в оборот.
От оптовика коробки отправляются по розничным магазинам. При передаче товара происходит такой же обмен УПД, как и в случае с фабрикой. После этого владельцем товара в системе Честный знак числится уже торговая точка.
Последний этап в пути маркированного товара — продажа. Кассир сканирует код DataMatrix с пачки, принимает оплату от покупателя и закрывает чек. В этот момент в дело вступает оператор фискальных данных. Он хранит все данные о продажах, а информацию о маркированных товарах дополнительно передает в Честный знак.
Сроки и особенности внедрения
Маркировка сигарет
Что маркируют: сигареты, папиросы и прочие виды табачной продукции.
Этапы:
С 1 марта 2019 — все, кто производит и продает табак, зарегистрировались в системе.
С 1 июля 2019 — табачные фабрики больше не выпускают пачки без маркировки, оптовики и магазины распродают остатки старых партий. Если уже получили маркированный табак — обязательно передаем информацию о его продаже в систему маркировки.
С 1 июля 2020 — можно продавать только маркированные сигареты. Каждую поставку нужно принимать через ЭДО.
Сроки маркировки табаков для кальяна и прочих видов табачной продукции:
С 1 июля 2020 — запрещены ввоз и производство табака без маркировки;
С 1 июля 2021 — запрещена продажа табака без маркировки.
Подробнее в статьях:
Маркировка табака в 2019 году
Продажа маркированных сигарет на кассах МТС, Эвотор, Простор
Маркировка обуви
Что маркируют?
Обувь:
- из кожи, пластмассы, текстиля;
- спортивную, в том числе для лыжного спорта;
- водонепроницаемую;
- с защитным подноском.
Этапы:
До 1 октября 2019 — производители, оптовики и розница регистрируются в системе.
С 1 октября 2019 по 1 марта 2020 — все участники рынка маркируют остатки обуви на складах.
С 1 марта 2020 — можно продавать только маркированную обувь.
Важно!
29 февраля Правительство подписало постановление №216 о переносе сроков маркировки обуви на 1 июля 2020 года.
Подробнее в наших статьях:
Оборудование для маркировки обуви
Маркировка обуви в рознице
Маркировка одежды
Что маркируют?
- одежда (в том числе рабочая) из натуральной или композиционной (прессованной) кожи (код ОКПД 2 — 14.11.10);
- трикотажные блузки, блузы и блузоны для женщин и девочек, связанные вручную или на вязальной машине (код ОКПД 2 — 14.14.13);
- верхняя одежда для детей и взрослых: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (в том числе лыжные), ветровки, штормовки (коды ОКПД 2 — 14.13.21, 14.13.31);
- белье: кухонное, туалетное, постельное, столовое. (коды ОКПД 2 — 13.92.13, 13.92.14).
Этапы:
С 27 июня по 1 декабря 2019 — эксперимент, тестирование системы.
С 1 декабря 2019 — старт проекта, регистрация всех участников рынка.
Еще неизвестно, с какой именно даты будет запрещена продажа одежды без маркировки. На заседании «Внедрение маркировки на предприятиях легпрома» 4 сентября 2019 года было заявлено, что период по маркировке остатков «скорее всего, составит один год — то есть, до 1 декабря 2020 г. ввиду широкого ассортимента этой продукции и ее специфики». Но точные сроки станут известны только после утверждения дорожной карты в Минпромторге.
Маркировка одежды
Под ключ для розницы
Маркировка обуви
Полный комплекс услуг для розничных магазинов
Маркировка остатков
Чем больше кодов — тем выгоднее!
Маркировка лекарств
Что маркируют: все лекарственные препараты.
Этапы:
С 1 февраля 2017 — эксперимент, тестирование системы.
С 1 июля 2019 — медицинские организации и аптеки регистрируются в системе;
С 1 октября 2019 — обязательная маркировка лекарств из перечня 7 ВЗН
С 1 января 2020 — обязательная маркировка всех остальных лекарств.
Немаркированные остатки лекарств можно продавать до окончания срока годности препарата.
Маркировка велосипедов
Что маркируют?
Велосипедные рамы и сами велосипеды:
- с двигателем, с колясками или без них;
- двухколесные, трехколесные и прочие без двигателя.
Этапы:
С 16 сентября 2018 по 31 мая 2020 — эксперимент.
До 30 сентября 2019 — разработка графика и методических рекомендаций.
Маркировка кресел-колясок
Что маркируют: кресла-коляски электрические и с ручным приводом.
Этапы: с 1 сентября 2018 по 1 июня 2019 — эксперимент.
Маркировка шин
Что маркируют: новые пневматические резиновые шины и покрышки. Коды ОКПД-2 — 22.11.11 22.11.12 22.11.13 22.11.14 22.11.15 22.11.20.
Этапы:
С 20 июня по 1 декабря 2019 — эксперимент.
С 1 декабря 2019 — старт проекта, регистрация всех участников рынка.
Маркировка духов
Что маркируют: все виды духов и туалетной воды.
Этапы:
С 1 июля по 1 декабря 2019 — эксперимент.
С 1 декабря 2019 — начало обязательной маркировки.
Маркировка фотоаппаратов
Что маркируют: все фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Этапы: с 16 мая по 1 декабря 2019 — эксперимент.