Первой на очереди в обязательной маркировке товаров в 2019 году стала табачная продукция. Закон вступил в силу с 1 марта. Весь 2018 год маркировка табака проводилась в экспериментальном режиме с целью оценить целесообразность и необходимость изменений, а также объемы инвестиций, которые потребуются при внедрении.
Как работает система маркировки табака:
- Производитель наносит код на упаковку. Уникальный код присваивает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
- Поставщик покупает партию у производителя, и через систему электронного документооборота (ЭДО) получает универсальный передаточный документ (УПД) с указанием кодов приобретаемой партии. Данные о движении товара поступают в информационную систему мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Выкупленная продукция с этого момента числится на балансе поставщика.
- Поставщик реализует табак в розничные торговые точки. ИС МОТП распределяет продукцию на балансы розничных магазинов.
- При продаже сигарет конечному потребителю кассир считывает штрих-код 2D-сканером на кассе. Онлайн-касса отправляет данные о продаже оператору фискальных данных (ОФД), который в свою очередь передает данные в ИС МОТП. Таким образом единица товара списывается с баланса магазина и выходит из оборота.
Что такое маркировка табака
Маркировка табака — это нанесение матричного кода DataMatrix на упаковку табачной продукции: пачку, блок, коробку. Штрих-код DataMatrix представляет собой квадрат или прямоугольник с черно-белыми элементами. В коде зашифрована следующая информация:
- название продукта и его производитель;
- номер, идентифицирующий уникальную единицу продукции;
- криптографический код проверки.
Программа внедрения маркировки табака состоит из трёх этапов:
- С 1 марта 2019 года производители начинают выпускать маркированную табачную продукцию, настраивать необходимое оборудование.
- С 1 июля 2019 года выпуск немаркированного табака прекращается. К этому времени работа производителей и поставщиков по маркировке и сбыту должна быть отлажена. Розничные магазины с этого момента не будут получать табак без маркировки, но имеют право распродавать остатки.
- С 1 июля 2020 года к системе подключатся оптовые предприятия. С этого времени продажа немаркированного табака полностью будет запрещена.
Особенности маркировки табака для розницы
Для работы с маркированной табачной продукцией розничным магазинам нужно зарегистрироваться в системе ИП МОТП и перейти на систему электронного документооборота для работы с универсальным передаточным документом (УПД).
Оборудование, которое потребуется рознице для работы с маркировкой табака:
- Онлайн-касса, которая подключена к оператору фискальных данных и имеет подходящую прошивку для работы с табаком.
- 2D-сканер для считывания штрих-кода. Если вы подключены к системе ЕГАИС, то ваш сканер подойдет и для работы с маркировкой табака.
Штрафные санкции за продажу табака без маркировки
Производство немаркированной табачной продукции:
- индивидуальные предприниматели — от 10 000 до 15 000 рублей;
- юридические лица — от 100 000 до 150 000 рублей.
Продажа немаркированной табачной продукции:
- физические лица — от 4 000 до 5 000 рублей;
- индивидуальные предприниматели — от 10 000 до 15 000 рублей;
- юридические лица — от 200 000 до 300 000 рублей.
Несоответствующая продукция подлежит конфискации. Подробнее в статье 15.12 КоАП РФ.