Маркировка товара — это нанесение на упаковку товара или сам товар сопроводительной информации. Обязательна в таких странах как: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. Цель системы — помочь в борьбе с продажей нелегальной продукции, защитить потребителей от подделок.
Что дает маркировка:
- потребитель видит достоверные данные о товаре — где и кем произведен, состав и характеристики, условия использования и хранения, срок годности;
- товару присваивается код, который позволяет проверить изготовлен ли товар в надлежащем качестве;
- покупатель самостоятельно проверяет продукцию. Для этого применяется программа для считывания QR-кода, данные о товаре отражаются в мобильном приложении «Честный знак».
Поэтапно схема маркировки товара выглядит следующим образом:
- Производитель наносит цифровой код (маркировку) в виде 2D-штрих-кода Data-Matrix или метки RFID.
- Товар транспортируется в точку продажи. Движение товара можно проследить в системе электронного документооборота (ЭДО).
- На месте прибытия товар сканируется, после этого становится доступным для продажи.
- Как только товар купили, код уходит из «оборота». Данные передаются посредством электронных чеков из онлайн-касс.
- У потребителя проверенные данные о товаре, которые он получает из сопроводительной информации на самом изделии (упаковка, этикетка) или в мобильном приложении.
Производители и поставщики продукции должны самостоятельно вносить товар с маркировкой в национальный каталог. Национальный каталог — это справочник, в котором отражается актуальная информация о товарах. Структура данных формируется Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Информация в каталоге доступна и бесплатна для участников товарооборота.
Зарегистрироваться в сервисе смогут те поставщики и производители, у которых имеется усиленная квалифицированная электронная подпись. После регистрации поставщик или производитель получает у системы КиЗ (контрольный идентификационный знак). КиЗ наносится на товар или упаковку. Без маркировки товар к продаже не допускается.
Этапы внедрения маркировки товаров
Говоря о маркировке товара, вспомним с чего все начиналось. Первое — это система учета алкогольной продукции — ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Цель подобной системы контроля — сокращение количества продажи нелегальной продукции, обеспечение прозрачности производства и реализации.
Этапы внедрения системы ЕГАИС:
- 2012 год — к системе подключены производители и импортеры алкогольной продукции. Фиксируются производство и оборот продукции.
- С 1 ноября 2015 года — подключены оптовые организации для фиксации в программе оборота продукции.
- С 1 июля 2017 года — подключены розничные магазины, фиксируется факт закупки и продажи продукции.
С августа 2016 года введена обязательная маркировка меховых изделий. Цель все та же — исключить продажу нелегальной продукции. Учет ведется в системе «Маркировка». Движение мехового изделия от поставщика до конечного потребителя фиксируется на каждом этапе. Производители, поставщики, оптовые организации и розничные торговые точки отчитываются в системе о поступлении, продаже изделия.
Каких результатов удалось достичь:
- в бизнесе — уменьшилась недобросовестная конкуренция за счет снижения контрафактных товаров;
- для потребителя — снизилась вероятность приобретения продукции низкого качества, продукции, не соответствующей необходимым нормам;
- для государства — сократилось количество нарушений в сфере производства спиртосодержащей продукции и продаже меховых изделий, процесс ведения статистики о продаже продукции в розничных сетях стал проще, увеличилась сумма акцизов.
В пилотном режиме проходит эксперимент по маркировке следующих товаров:
- лекарственные средства;
- изделия из золота, серебра, драгоценные металлы;
- табачная продукция;
- обувь.
Список товаров, маркировка которых станет обязательной в 2019 году:
Категория товаров | Дата начала маркировки |
табачная продукция | 1 марта |
обувь | с 1 июля |
духи, туалетная вода | с 1 декабря |
кожаные изделия | |
автошины | |
трикотажные изделия и верхняя одежда | |
постельное, кухонное, столовое белье | |
фототехника |
Как подготовиться к обязательной маркировке. Пошаговые действия:
- Подать заявку на участие в пилотном проекте. Сделать это можно по ссылке.
- Обновить прошивку онлайн-кассы. Это можно сделать, обратившись к поставщику услуги.
- Подключиться к системе ЭДО.
- Обновить программу учета товаров.
- Приобрести 2D-сканер штрих-кода, в случае его отсутствия.
На что обратить внимание розничным магазинам
Информация и маркируемых товарах будет поступать через систему ЭДО. Убедитесь, что система электронного документооборота у вас настроена.
Коды маркировки будут указываться в универсальном передаточном документе (УДО). Если у вас уже имеется 2D-сканер, проверьте, может ли он считывать код DataMatrix.
При продаже товара кассир сканирует его код при помощи 2D-сканера. Онлайн-касса отправляет код оператору фискальных данных (ОФД), который в свою очередь передает данные в систему маркировки. В результате товар выходит из оборота, его код списывается в системе.
Штрафные санкции за нарушение требований обязательной маркировки
Производство немаркированной продукции:
- индивидуальные предприниматели — от 5 000 до 10 000 рублей;
- юридические лица — от 50 000 до 100 000 рублей.
Продажа немаркированной продукции:
- физические лица — от 2 000 до 4 000 рублей;
- индивидуальные предприниматели — от 5 000 до 10 000 рублей;
- юридические лица — от 50 000 до 300 000 рублей.
Несоответствующая продукция подлежит конфискации. Подробнее в статье 15.12 КоАП РФ, ч.1.