Ранее мы уже писали об изменении правил выпуска сертификатов электронной подписи в 2021-2022 году. С 1 июля этого года выдавать ЭЦП имеют право только удостоверяющие центры, получившие аккредитацию ФНС по новым правилам. С 1 января 2022 года выдавать ЭЦП руководителям организаций и ИП сможет только налоговая служба.
На тот момент написания предыдущего материала вопрос о сроках действия ЭЦП, выданных до 1 июля центрами, не прошедшими аккредитацию, еще оставался открытым. Участники рынка ожидали решений или поправок в законодательстве, которые позволят не выпускать ключи повторно и пользоваться ими до истечения заявленного в сертификате срока действия. Однако на данный момент мы получили информацию, что сертификаты, выпущенные до 1 июля 2021 года в не прошедших аккредитацию УЦ, перестанут действовать уже с 1 января 2022 года.
Чтобы продолжить работу с ЕГАИС и подать декларации за 4 квартал, владельцам таких сертификатов необходимо до 30 декабря 2021 года получить новую подпись. Сделать это можно как в ФНС (бесплатно), так и в аккредитованном удостоверяющем центре (платно).
Получение сертификата в ФНС
Сотрудник организации, имеющий право действовать от ее лица без доверенности, и индивидуальный предприниматель могут получить сертификат для ЕГАИС бесплатно в отделении налоговой службы. Процесс выпуска таких сертификатов отличается от “традиционных” КЭП. Поэтому перед визитом в налоговую нужно обязательно уточнить, что вам необходима подпись именно для ЕГАИС, записанная во внутреннюю память носителя PKCS#11.
Кроме того, организациям нужно учитывать, что налоговая выдает организации только 1 сертификат, на имя руководителя. В нем указывается ИНН организации, но нет информации о КПП обособленного подразделения. Сертификат нельзя скопировать на другие носители, или выпустить еще один на эту же организацию — тогда предыдущий станет недействительным через 5 дней. При этом у ООО может быть несколько магазинов, где продают алкоголь, у каждого свой КПП, и в такой ситуации одного “ключа” недостаточно.
Дополнительные ключи организация может оформить на сотрудников (например, управляющих магазином или товароведов, которые занимаются приемкой в ЕГАИС). Но сделать это можно только в коммерческом удостоверяющем центре, предоставив доверенность на сотрудника и заплатив за каждый сертификат.
Получение сертификата для ЕГАИС в коммерческом удостоверяющем центре
До 30 декабря руководители ООО и индивидуальные предприниматели еще могут оформить сертификаты по старым правилам, оплатив их перевыпуск в аккредитованных удостоверяющих центрах. На фоне проблем с выпуском ключей для обособленных подразделений такой вариант выглядит наиболее приемлемым. Получив ключ на 12-15 месяцев, можно переждать переходный период и связанные с ним возможные технические и законодательные сложности.
При обращении в коммерческий удостоверяющий центр не забудьте, что:
1) УЦ имеет право выпускать сертификат только в личном присутствии его владельца и обязан вести фото или видео фиксацию. Если у вас уже есть действующий сертификат, можно использовать его для подписания заявления и подтверждения личности.
2) Лучше заранее согласовать визит, чтобы гарантированно успеть оформить ключ до конца 2021 года.
Если вы являетесь клиентом нашей компании и нуждаетесь в консультации по переоформлению сертификата для ЕГАИС, пожалуйста, обратитесь к вашему менеджеру по телефону 8(3852)226-023 или напишите нам в WhatsApp.